Витраж своими руками

Технология изготовления витражей имеет огромную историю. Практически все типы витражей использовались ранее только храмах. В европейских христианских церквях в третьем или четвертом веке нашей эры витражи выполняли психолоическую и эстетическую роль.

Витраж своими руками

Витраж своими руками

Они делали помещение особенно возвышенным, создавая неземную атмосферу, пронизанную преломленными лучами света, окрашенными во все цвета радуги. Искусство витража расцвело в XII веке в возвышенных стенах готических соборов. Сегодня только 10% всех производимых витражей размещаются в церквях и других религиозных зданиях, остальные устанавливаются на объектах жилой и промышленной архитектуры. Если ранее витражи традиционно использовались для установки в оконных проемах, то сегодня их использование расширилось: светильники из витражей, рождественских украшения, предметы декора — все это пользуется большим спросом.

Витражное стекло было популярно на протяжении всей истории человечества. 12 и 13 века в Европе стали золотой эпохой витража. Однако в период Возрождения окрашенные стекла почти целиком замеили витражи. К 18 веку технология витража пришла в упадок: изделия практически не были востребованы. Во второй половине XIX века европейские художники заново открыли витраж. Они тщательно изучили средневековые принципы проектирования, работы по стеклу, поэтому в эту пору процесс изготовления снова пошел в гору: витражи производились в больших количествах с применением различных технологий. В настоящее время витражи предсталяют собой оригинальный предмет декорирования жилых помещений индивидуальной планировки, коттеджей. Большинсто витражей изготавливается для общественных и развлекательных учреждений.

Основные виды витражей:

1. Пескоструйный витраж состоит из множества стеклянных частей, которые изготавливаются с применением пескоструйной обработки. Такой вид отличается определенным размещением в секциях рам, а также наличием конкретного сюжета в конечном варианте.

2. Наборный витраж относится к самым простым типам. Он не имеет росписи. Собирается из нарезанных кусочков стекла.

2. Мозаичный витраж представляет собой наборный тип, но он имеет четкое геометрическое решение, которое читается как гармоничный мозаичный узор. Может служить фоном для установки литых деталей сложной конструкций.

3. Расписной витраж подразумевает роспись стекол. Витраж может быть разрисован после сборки стеклянных частиц, либо до того. Во втором случае фрагементы расписываются заранее.

Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

4. Фацетный витраж изготавливается из стекол со снятой по периметру стекла фаской. Для получения раширенной фаски, которая увеличивает эффект от преломления солнечных лучей и искусственного света, подбирается утолщенное стекло. Безусловно, это сказывается на увеличении веса готового витража, поэтому законченное изделие помещают в медную, латунную оправу, которая добавляет витражу шика.

5. Травленый витраж изготавливается из стеклянных частей (филенок), которые обрабатываются методом травления. Как правило, такие витражи имеют тематическое направление, четкую композицию.

6. Спечной витраж или фьюзинг часто используется в современных производствах, например, в изготовлении межкомнатных или входных дверей. Изделия, получаемые при помощи такой техники, состоят из можетства частиц, которые спекаются между собой при помощи проволоки.

7. Паечный витраж относится к разряду классического витража. Он изготавливается по средневековой технологии: частицы стекла укладываются вместе в свинцовую оправу. Посредством пайки свинец закрепляется. Витражи окрашиваются и расписываются, после чего их обжигают в печи.

8. В комбинированных витражах сочетается несколько технологий: мозаичный набор, роспись, фацетное остекление. Комбинирование техник дает возможность получать всю красоту и фантастические иллюзии, которое предлагает стекло, в одном изделии: оптические, атмосферные, декоративные, фактурные, композиционные эффекты

9. Травление и многослойное травление было популярно в шестнадцатом веке. Травление производилось при помощи плавиковой кислоты, которая особым образом воздействует на основной ингредиент, из которого делается стекло — диоксид кремния. Кислота, разрушая стекло, позволяет получать сложные композиции. Многослойное травление представляет собой поэтапный процесс. Стекло протравливается постепенно. Различная глубина травления позволяет добиться рельефности, реалистичного объема в готовом рисунке.

10. Контурный заливной витраж предусматривает нанесение рисунка на стекло акриловыми полимерами. Сначала делается контур в виде имитации пайки свинцом. Затем все полученные «островки» вручную заполняются цветными акриловыми красками.

Изготовление витражей

Витражная технология основана на соединении кусочков стекла посредством свинца. Части стекла толщиной около 3,2 мм совмещаются, а затем закрепляются паянием полосками рифленого свинца. Все изделие фиксируется металлической проволокой. Фрагментированная стеклянная панель немного отличается от традиционного свинцового витражного стекла тем, что она состоит из кусков плиты размером около 20 см или больших прямоугольных размеров, толщиной 2,5-5 см. Эти плиты не скрепляются свинцом, так как они встроены в матрицу из бетона, эпоксидной смолы или пластика.

Стекло изготавливают путем смешивания некоторых видов кремнезема: песка, калия или соды, извести или оксида свинца. Цветное окрашивание витражей производится путем добавления оксида металла к исходным материалам. Окись меди создает красный, синий или зеленый цвет. Кобальт обычно используется для получения синих оттенков. Зеленая гамма может быть получена при добавлении хрома и оксида железа. Золотое стекло — результат примешивания урана, сульфида кадмия, титана, селена. Рубиновое стекло изготавливается путем добавления золота.

Классические витражи производятся сегодня так же, как и в средние века. Процесс изготовления всего витража может занять от семи до десяти недель, поскольку все должно быть сделано вручную. Стоимость может варьироваться в широких пределах в зависимости от сложности и размера.

Витраж своими руками

Технология изготовления такова: подготовьте картон с выбранным цветным рисунком и контурными линиями, выполненными тушью. В соответствие с рисунком произведите резку (подойдет обычный роликовый стеклорез) цветного стекла. Затем на картон положите лист прозрачного силикатного стекла и сделайте «сухой» примерочный набор витража.

Цветные стекла выкладывайте точно по эскизу.

Для соединения стекол между собой и нижней поверхностью нужно приготовить раствор (1 часть цемента, 3 части песка и 1 часть клея, типа ПВА). Готовится он в специальной таре, подойдет флакон из под шампуня, в пробку которого вставляется стеклянная или пластмассовая трубка диаметром 4-5 мм. Перед заливкой, края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смажьте раствором.

После подсыхания произведите основную заливку пространства между кусочками цветного стекла. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным. Если этот витраж вы будете использовать как декоративный настенный элемент, то в его верхних углах предварительно проложите стальную проволоку с петлями для подвешивания.

Витражи для окон выполняются на вынутом из рамы стекле.